2012-11-11

Место взросления

В советское время институтом возмужания считалась армия. И для большинства так и было. Сегодня это ставится под сомнение: «В настоящее время в обществе и в армии серьёзно дискутируется проблема определения места и роли Вооруженных Сил как института воспитания подрастающего поколения. Поднимаются вопросы: “Является ли в действительности армейская служба школой жизни или же в армии происходит задержка психического развития, а в личности культивируется жестокость и ограниченность?”» [Дахин]. И это справедливо.

Советская армия перемалывала юношу, подготавливая его для реальной жизни в советском обществе — то есть делая из него мужчину. Ведь система детско-юношеского бытования требовала одного (лучше было тому, кто максимально соответствовал парадной модели социализма — моральному кодексу строителя коммунизма, уставу пионерии/комсомола и т. п.), а взрослая — совершенно иного (даже оставляя за бортом параллельную экономику — цеховиков и др. — простому советскому человеку невозможно было выжить, строго следуя парадному советскому воспитанию). Поэтому новобранцы низводились на уровень выживания: их еда и сон зависели не от них (контур биовыживания по Т. Лири — см., например, [Уилсон]), молодые бойцы встраивались (начиная снизу, разумеется) в иерархию (эмоционально-территориальный контур), второгодки осваивали знания (семантический контур), а старослужащие учили жизни новобранцев (моральный контур). Так заново простраивались все слои личности (подробнее о подобной перестройке личности см., например, [Уилсон, гл. 10]).

Сегодня в России нет такой разницы в системе выживания в школе и в обществе, и потому взрослеть сразу после школы необязательно. И армия перестала (ну, или перестаёт) быть местом взросления. Подрастающее поколение в массе своей становится потребителями, а те, от кого требуется взрослость, взрослеют «по месту требования» — как правило, в корпорациях. Далеко не везде это протекает так жёстко, как было в СА (хотя остаться без премии, а то и быть оштрафованным за несоблюдение корпоративной этики — тоже ставит на грань выживания), но главное не в этом: одна этика сменилась палитрой этик — государство потеряло монополию и в этом.

Ну, то есть это для общества главное. А для семьи главное в том, что если в армию ушёл мальчик, то из армии вернётся, скорее всего, тоже мальчик. Мальчики теперь становятся мужчинами не в армии.

Дахин — А. Н. Дахин. Лекции по возрастной психологии курсантам НВВКУ (ВИ). Цит. по интернет-версии.
Уилсон — Р. А. Уилсон. Психология эволюции. Цит. по интернет-версии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.

(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.