2016-01-22

О носителях и неносителях

Бытует мнение, что нейтив — лучший преподаватель языка. Это, конечно, не так. Причём дело может оказаться даже не в уровне преподавания (методическая подкованность, подходящий профессии характер, грамотность в родном языке — хотя и это всё очень важно, и запросто может получиться, что неноситель будет круче носителя), а совсем в другом. Например, арабским я до самого последнего времени занимался с носителем языка — уроженцем знойного Туниса. И одно-два занятия в месяц у нас с пугающей регулярностью пропадали, потому что ахи Сами приболел. А куда деваться: зелёная зима давно кончилась, наступила белая зима. И прогресс потому у меня не такой, какого хотелось бы.

Кроме того, какие-то образовательные трюки носителю языка могут оказаться недоступны в силу менталитета. Например, немецкий преподаватель в нашей группе сейчас — россиянин (фройляйн Фикс уехала, как говорится, нах хаузе цурюк). И вот на предпоследнем занятии мы получаем задание, с трудом с ним справляемся — а потом оказывается, что это фрагмент курса уровня C2 (у нас — C1). По тому, кто как справился с заданием повышенной сложности, преподаватель делает интересные выводы. Поступил бы так немец? Не знаю. Думается, вряд ли: ведь Ordnung muss sein.

П/С. На этой неделе я начал заниматься арабским с новым преподавателем. Брат Ильдар, конечно, не араб, однако речь у него беглая, произношение отличное, учебные материалы в ассортименте. А самое главное: за три дня мы встретились два раза, и оба раза почти вовремя — и без всяких отмен по болезни.

2016-01-04

…и успехов в учёбе (нейрология)

Этой осенью я, помимо прочего, окончил два курса по нейрологии: «The Brain and Space = Мозг и пространство» (часть специализации «Neuroscience: Perception, Action and the Brain = Нейробиология: восприятие, действие и мозг»; в официальном переводе Coursera ошибочно использовано слово неврология (лечение нервов) вместо нейробиология (или нейрология — изучение мозга в частности и нервной системы вообще)) и «Bilingual Brain = Двуязычный мозг» (официальный перевод Coursera — «Мозг билингва», что неверно грамматически и не вполне точно отражает содержание курса).

Особенности функционирования дву- и, шире, многоязычного мозга начали изучать относительно недавно, некоторые результаты противоречивы, но то, что уже выяснено достаточно достоверно, вдохновляет. С удовольствием отзанимался два с лишним месяца, прекрасный лектор (сам, разумеется, многоязычный), интересные знания и даже практические выводы (которыми намереваюсь в скором времени поделиться в филологическом блоге).

Курсы, входящие в специализацию о восприятии человеком окружающего мира, я изучал не по порядку, и до вышеупомянутого (который идёт вторым из трёх) добрался последним. Он оказался самым лёгким и наглядным (относительно мало физиологии и биохимии); в частности, я наконец посмотрел съёмки пары экспериментов, о которых раньше только читал, да и то без подробностей. Один из ключевых тезисов специализации в целом и этого курса конкретно: мир, который мы воспринимаем (то, что мы считаем внешним миром), имеет весьма мало общего с миром, который в науке принято считать реальным (то, что фиксируется приборами). При этом живём мы в воспринимаемом мире.

2015-12-26

Здоровья и удачи!

Вполне традиционное пожелание. Что-то в этом духе говорят порой и без всяких праздничных поводов. А я такого как минимум с начала этого тысячелетии и до самого последнего времени не говорил — и услышать в свой адрес не хотел.

Что касается здоровья, то болезнь, согласно исламу, есть средство очищения от грехов. Не болеешь — не очищаешься (кстати, стало любопытно: от чего меня очистил перелом? (Блогозапись про перелом написана русской латиницей; это следствие принятого решения про более частные дела писать именно так: кому действительно интересно, тот прочтёт)). С другой стороны, вот у моей мамы гипертония, и пока она (мама) жива, есть ещё шанс на духовный успех, а в противном случае — нет. Так что с некоторых пор я регулярно желаю ей здоровья (можно сказать, делаю дуа).

С удачей вопрос сложнее. Ведь удача — это (согласно, например, БТС) стечение обстоятельств, способствовавшее желательному, нужному исходу дела; везение. То есть успех, достигнутый не благодаря усилиям, а благодаря обстоятельствам. То есть незаслуженный успех. Однако недавно получил я довольно конкретное пожелание удачи от умного человека — и задумался: а нет ли в удаче чего такого, что я всё-таки могу себе позволить? И подумал, что, пожалуй, есть. Порой бывает так, что по всем раскладам дело должно увенчаться успехом, но обстоятельства препятствуют: поезд опаздывает на 5 часов, ответственный чиновник ушёл домой на 40 минут раньше окончания рабочего дня, погода внезапно поменялась, наплевав на прогноз… Вот такую удачу: чтобы обстоятельства были нейтральными — такую удачу принять я готов. И даже пожелать другим.

Otkrytie zakrytogo pereloma

Perexvalil ja sebä, čto udačno sgruppirovalsä, i travmatologa, kotoryj zaklüčil, čto pereloma net. Jestj. Vkoločennyj perelom lučevoj kosti. Na dannyj moment uže konsolidirovannyj, konečno.

Vkoločennye perelomy, bezuslovno, trudnee diagnostirovatj, čem, skažem, poperečnye. No ja, uslyšav o perelome, vsö-taki byl slegka šokirovan. Vrač-travmatolog ne uvidel na röntgenogramme pereloma!

…Voobsče govorä, menä čem daljše, tem boljše nastoražival tot fakt, čto addukcia levogo predplečja nikak ne vosstanovitsä v polnom objöme, — vsledstvie čego ja i pošöl k ortopedu v kliniku «Otkrytaja medicina», gde mne i otkryli, tak skazatj, glaza. Pervičnaja diagnostika pokazala addukciu v 160–165° — pri fiziologičeskoj norme v 180° i moej ličnoj v 185° — i podozrenie na perelom, kotoroe i podtverdil röntgen.

Sejčas uže vsö xorošo: posle vjedlivogo (s moej storony) obsuždenia travmy s ortopedom ja sostavil reabilitacionnuju programmu (jejo prišlosj, pravda, vtoroj raz prognatj, dobaviv-taki medikamentoznoe lečenie, kotorogo ja stremilsä izbežatj nevziraja na nastojateljnye rekomendacii vrača), i v rezuljtate snačala vosstanovil objom dviženia (do 180°; nu, možet, i do 185° dojdöt), a potom i silovye pokazateli.

Vot kak-to tak.

2015-08-13

Как разобраться с делами. Процессы

Как было замечено, управление делами — это не управление временем, а управление действиями. То есть максимально эффективное преобразование входящей информации в результативные действия. Для этого нужно, во-первых, обрабатывать поток информации, в результате чего понимаешь, что и когда требуется сделать, а во-вторых, следить за тем, чтобы это понимание воплощалось в жизнь.

Обработка входящей информации

Я всегда любил письменное общение, но это не всегда возможно. Решение тут очевидное: если ко мне поступает устная информация, я её записываю. Иногда прямо в Google Keep, иногда сначала на бумагу, а потом (как только входящий поток иссякает; откладывать фиксацию — неэффективно) в Google Keep. И ставлю на Keep-заметку напоминание — когда этим заняться (хотя бы первично).

Если информация идёт изнутри (то есть мысль какая-то в голову пришла), я заношу её в Keep ещё быстрее — диктую (Google отлично распознаёт речь).

Если информация идёт из Сети, я отправляю её в Keep (Inoreader позволяет отправлять в десятки сервисов всё что угодно — даже отдельное слово).

Если информация идёт из форума (например, Google Groups; да в общем-то, из любого форума) или из соцсети, она автоматически попадает в Gmail.

Если информация приходит старым добрым электронным письмом, она уже в Gmail.

Это всё внеплановое поступление информации. Что касается планов, то при начале любого дела, будь то рабочий проект, учебный курс или какие-то бытовые дела, я добавляю в иерархическое дерево задач TimeMaster новую ветку в нужном месте, ветвлю её максимально подробно и везде, где это возможно, проставляю сроки — недели, дни, часы. К конкретным делам добавляю напоминания (в момент начала, за указанное время до начала/окончания, конкретная дата, конкретные дата и время), и эти напоминания приходят в Gmail.

А ещё есть постоянные дела: тренировки, занятия языками и т. д. Эти планы у меня фиксированы в виде повторяющихся событий (либо Google Calendar, либо тот же TimeMaster). И ещё есть одноразовые события (например, трансляция футбольного матча), которые я тоже фиксирую в Календаре Google. И напоминания из Календаря тоже приходят в Gmail.

Таким образом, вся управляющая информация попадает либо в Gmail, либо в Keep.

Планирование

Собственно говоря, долгое время я пытался осуществлять планирование средствами Gmail: сначала просто ставил разные звёздочки, потом вдобавок пытался разгрузить ящик скриптом MailFred. В принципе, Gmail + MailFred — это был нормальный вариант. Но потом скрипт стал глючить и в конце концов вообще прекратил функционировать. И тут на сцене появляется Google Inbox. Это просто праздник какой-то. Напоминания Google Keep автоматически интегрируются в Inbox. Письма Gmail по умолчанию становятся задачами в Inbox. Можно назначать сроки, переносить, отмечать как выполненное. Плюс можно создавать задачи прямо в Inbox.

Я обязательно на день назначаю до 25 задач. Вообще говоря, большинству людей лучше подходит принцип 1-3-5 (с которым прекрасно стыкуется бирмановский принцип главного дела дня), однако лично я получаю удовлетворение от дня, когда выполняю хотя бы 15 задач (а главного дела дня у меня нет). Многие из задач носят регулярный характер, некоторые занимают буквально 15 минут, но все их я планирую — а потом перестаю думать об этих планах: когда нужно, мне придёт напоминание, и я сяду (встану, выйду…) и сделаю.

Выполнение

Как выполнять ту или иную задачу, человек, себе её поставивший, обычно знает. Проблема часто бывает в том, чтобы сделать дело вовремя, то есть не забывать и не оттягивать. Забыть не даёт мне Inbox, а откладывать «на когда-нибудь потом» у меня практически никогда соблазна нет: я достаточно жёсткий человек, чтобы отсекать отвлекающие факторы (даже если это звонок родных, например), и достаточно увлечён тем, что я делаю, чтобы мотивация всегда была высокой. Однако если вдруг такое случается, я прибегаю к двум старым трюкам. Во-первых, осознаю последствия: что будет, если я не буду делать этого сейчас. Порой этого достаточно, чтобы подстегнуть мотивацию. Если же нет, то назначаю интервал (15, 20, 25 минут) и в течение этого времени делаю нужное дело хоть как-то. Бывает, что втягиваюсь и, если это случилось, разумеется, продолжаю и по истечении заданного интервала. Бывает, что процесс не идёт ни в какую, — тогда, честно отработав положенное время, начинаю заниматься тем, чем мне хочется заняться в данный момент.

По большому счёту, я почти всегда занимаюсь тем, чем хочу заниматься. А инструменты: TimeMaster, Inbox, Keep — просто делают этот процесс управляемым, а значит результативным. И приятным.