2015-01-19

Онлайн-образование: личный опыт

Я люблю учиться и потому с удовольствием открыл для себя мир e-learning/MOOC. В руководстве по онлайн-курсам перечисляются 12 выгод онлайн-образования.

1. Доступность в любом месте (лишь бы было интернет-соединение) — локальная свобода.
2. Многоязычность.
3. Возможность применения любых онлайн-инструментов.
4. Доступность в любое время (независимо от часовых поясов) в любом месте (независимо от границ) — глобальная свобода.
5. Краткие сроки подготовки и потребления.
6. Любой может делиться подходящим по контексту контентом.
7. Неформальная обстановка.
8. Контакт между студентами, увеличивающий возможности обучения.
9. Преодоление междисциплинарных и межинституционных барьеров.
10. Более низкий (по сравнению с обычным обучением) порог входа.
11. Более богатая личная и коллективная среда обучения.
12. Улучшение навыков обучения на протяжении всей жизни.

В том же руководстве перечисляются и недостатки вызовы.

1. Если полагаться на контент, создаваемый пользователями, это может привести к хаотичному построению курса.
2. Требуется новая грамотность.
3. От студентов требуется такое количество времени и усилий, которые они не готовы тратить на бесплатные курсы.
4. Содержание курса может быть изменено студентами, и инструктор не сможет это контролировать.
5. Студенты должны самостоятельно ставить цели и достигать их.

По моему личному опыту, это всё больше чем наполовину ерунда.

Краткие сроки подготовки и потребления курса (produce and deliver in short timeframe)? Для того чтобы подготовить хотя бы трёхнедельный курс, нужно записать 400 ± 200 минут видео. Плюс упражнения / домашние работы. Плюс контрольные задания / тесты / инструкции к написанию сочинения. Плюс мониторинг форумов, когда курс идёт. Нет, в смысле подготовки выгода 5 — это ерунда. Да и в смысле потребления тоже: потратить на видеолекции больше 10 часов в день физически невозможно, а на практике даже 2 часа — это почти нереально (голова начинает пухнуть; да и другие дела в жизни есть). В некоторых случаях можно потреблять курс в режиме «материал недели за один день» — но стоит ли тратить время на курс, который так мало нагружает голову = приносит пользы?

Хаотичное построение курса? Студенты изменяют содержание, и инструктор (преподаватель) не может это контролировать? Вообще-то материалы курса не могут меняться после того, как они выложены. Дополнять можно: так, некоторые инструкторы практикуют еженедельные видеообзоры форумов; также могут вноситься поправки и дополнения к материалам (которые будут доступны при следующем запуске курса). Но и тут всё от инструктора зависит; короче, вызовы 1 и 4 — это ерунда.

Что касается инструментария (выгоды 2, 3, 11), то это, может, не ерунда, но более чем очевидно: мультимедийные возможности напрашиваются на использование, когда студент обучается за компьютером, а когда студент сидит в аудитории, интегрировать мультимедиа в обучение не так просто.

Всё остальное — это не куча факторов, а всего два: коллективность (выгоды 6, 7, 8) и свобода (выгоды 1, 4, 9, 10; вызовы 2, 3, 5). Онлайн-курсы дают возможность учиться чему хочешь, где хочешь, когда хочешь, требуя взамен, чтобы ты знал, чего, когда и где ты хочешь, — это свобода. Онлайн-курсы дают возможность общаться с людьми схожих интересов (по умолчанию) и схожего подхода к жизни (среди десятков тысяч студентов (а такие цифры — правило для MOOC) совсем нетрудно найти конгениальных) — это коллективность.

Эти два фактора практически одинаковы для всех онлайн-образовательных платформ; инструментарий же, естественно, разный.

Coursera привлекательна прежде всего огромным количеством курсов, причём самой разнообразной тематики. Кому-то понравится наличие субтитров, но я редко их включаю: чаще всего качество даже «родных» (то есть, к примеру / чаще всего, английских для англоязычного курса) субтитров оставляет желать лучшего. Мощный поиск курсов (с несколькими фильтрами), рекомендации общие (students / lifelong learners / proffessionals) и индивидуальные (на основе уже изученного тобой), удобный показ нескольких запусков одного и того же курса (недавно добавили ещё возможность просматривать прошлые запуски), возможность отслеживать курс (если в ближайшее время новый запуск не планируется, добавляешь курс в список отслеживания — и, когда срок следующего запуска будет назначен, по э-почте приходит уведомление) — это всё плюсы. Наличие двух вариантов сертификации (пусть и не для всех курсов) — платного и бесплатного (оба варианта можно добавлять в аккаунт LinkedIn) — тоже плюс. Разнообразие контроля: автоматические тесты и оцениваемые сокурсниками (peer review) сочинения — пожалуй, тоже плюс. Огромная гибкость в конструировании курса — скорее минус: далеко не все преподаватели с этим справляются (то есть включают в курс из большого ассортимента разделов только нужные), а даже когда справляются, необходимость по ходу изучения темы переходить из одного раздела (видеолекции; главный раздел любого курса) в другой (например, упражнения по данной видеолекции), в третий (дополнительное чтение), в четвёртый (форум по данной видеолекции), обратно в первый, снова куда-нибудь (скажем, в раздел написания сочинений — или в раздел тестов по изученной за неделю теме — или в раздел самоконтроля (неоцениваемые задания)) означает лишние движения; много лишних движений. Отдельность форума — из той же оперы.

Британский проект FutureLearn в плане взаимодействия с пользователем (да и преподавателем) представляет собой полную противоположность сайту Coursera: каждая неделя делится на тематические блоки (первый из которых всегда — введение, последний — заключение), которые строго следуют друг за другом; блоки делятся на пункты (это может быть видеолекция, или статья, или тест, или форма для написания сочинения, или ссылка на внешний ресурс), которые тоже строго следуют друг за другом. Сама платформа заставляет преподавателей предельно структурировать курс, что и изучение облегчает. Самый большой недостаток FutureLearn — исчезающе малое (на данный момент) количество оцениваемых тестов и отсутствие бесплатной сертификации. В остальном платформа выравнивается: растёт количество курсов, недавно добавили учёт нескольких запусков одного курса (раньше каждый запуск считался отдельным курсом) и возможность регистрироваться на курс, дата запуска которого не определена (аналог курсеровского списка отслеживания). Субтитры здесь не настолько богатые (китайских или там корейских не встретишь, а порой и родных английских нет), зато почти без ошибок (и на замечания о всё-таки вкравшихся ошибках персонал реагирует с ошеломляющей скоростью) — да и практически не нужны гораздо реже (по крайней мере, мне: британское произношение для меня прозрачно, а американское понятно не всегда). Отдельного форумного раздела здесь нет — только мини-форумы в каждом пункте, что куда сильнее стимулирует общение.

Из топ-платформ я пользуюсь ещё сайтом edX. Структурно он похож на FutureLearn: вполне однозначная навигация по цепочке изучаемых пунктов и тем, мини-форумы по пунктам, тесты как разновидность пунктов. Нет такой жёсткой привязки к неделям (что объясняется отсутствием чётких сроков в части курсов), и видеоплейер используется YouTube’овский (Coursera предлагает собственный плейер — даже два: Flash- и HTML5-варианты; у FutureLearn тоже собственный плейер), но с обвязкой в виде субтитров, выводимых не в видеоокне, а справа от него, причём с функцией навигации: по мере воспроизведения курсор переходит с одной строчки субтитров на следующую, а если нажать на какой-нибудь субтитр, воспроизведение перескочит на эту фразу. Правда, эта навигация порой не работает.

Академия Хана (Khan Academy) мне не понравилась прежде всего узкой направленностью: интересных мне курсов там почти нет. NovoEd я пробовал давно, внятных впечатлений не осталось.

Мало упоминается в обзорах онлайн-образовательных сайтов австралийский проект Open2Study — а между тем он хорош. Курсов не так уж много, но они разнообразной тематики, а по взаимодействию с пользователем платформа похожа на FutureLearn и edX, просто кнопочки в других местах. И навигация по субтитрам есть, причём работает идеально.

Русский Универсариум на фоне зарубежных аналогов выглядит бледновато.

А самый лучший сайт я обнаружил недавно (с помощью Eclass — это мой основной инструмент планирования онлайн-обучения, он нравится мне больше, чем Accredible). Это Complexity Explorer. Широтой охвата он не отличается (посвящён не то что узкой теме (теория систем), а конкретно сложным/эмерджентным системам), но выполнен великолепно. Разработчики стремились не изобретать велосипедов: не нужен нам собственный видеоплейер — будем пользоваться YouTube (ах, Coursera даёт возможность изменять скорость воспроизведения? так YouTube тоже даёт, если там переключиться на HTML5-плейер; добавляем в инструкцию для студентов соответствующее пояснение и ссылку — и всё); не нужна регистрация/отслеживание — заведём для каждого курса отдельный твиттер, и пусть студенты следят, за чем хотят; не нужен веб-редактор формул — лучше просто вложим PDF-файл; и так далее. И структурировано всё предельно чётко. И каждый пункт автоматически отмечается как пройденный (на FutureLearn — вручную), причём видеолекция — после того как прослушана полностью (на Coursera — с первой секунды). В общем, тщательный системный подход. А хостинг у этих ребят как раз свой, и потому сайт всегда доступен (Coursera и edX хостятся на CloudFront, и примерно раз в месяц перестают открываться, ожидая отклика от *.cloudfront.net часами; начинается это всегда в понедельник и продолжается два-три дня, что, вкупе с другими наблюдениями, наталкивает на мысль о причастности к этим проблемам очередных блокировок).

Можно было бы и другие платформы поисследовать, но как самоцель это странно удел профессионалов от обучения, а интересные мне курсы ограничиваются пятью выделенными в тексте платформами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.

(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.