2015-01-29

Моё онлайн-образование: системология

Курсы этой сферы (самой важной из четырёх) делятся для меня на три части: аппарат (моделирование, статистика, общая теория систем), базис (системный анализ различных сфер человеческой деятельности в целом), приложение (разработка конкретных тем).

Отличное введение в системологию — курс «Модельное мышление» («Model Thinking»), который в отечественной традиции назывался бы «Избранные модели общей теории систем» — скучновато отражая суть, а не завлекая броской фразой. Инструктор этого курса Скотт Пейдж — блестящий педагог, умеющий на «пальцах» объяснить сложнейшие понятия (попробуйте, например, уяснить, что такое равновесие Нэша, по википедической статье — а жизнерадостный Скотт объясняет его в лекции за полминуты так, что поймёт даже ёжик, не говоря уже про лису (про лис и ёжиков, кстати, Скотт показывает диаграмму)). Закончить этот курс с отличием было только в кайф.

Курс «Принятие решений в сложном и неопределённом мире» («Decision Making in a Complex and Uncertain World»; собственно, «сложность» и «неопределённость» — это строгие термины) очень сильно перекликается с «MT», но построен совсем по-другому: если американский жизнерадостный экономист берёт 20 моделей, которые, в общем-то, не зависят друг от друга, и последовательность их изучения не имеет решающего значения, то скрупулёзные нидерландские профессора выстраивают логичную структуру и постоянно ссылаются на уже пройденное. Два столь различных подхода к одному материалу позволили мне освоить этот материал легко и с удовольствием (в течение пяти недель эти два курса шли параллельно). И программа моделирования в обоих курсах используется одна и та же; удобно.

Курс «Решение сложных проблем» («Solving Complex Problems») — тоже нидерландского авторства. На него, к сожалению, у меня не хватило времени.

Курс «Анализ данных и построение выводов в статистике» («Data Analysis and Statistical Inference») — это, в общем, введение в статистику, но довольно обширное. Первые четыре блока я порхал (спасибо курсу высшей математики КуАи (ныне СРКУ)), пятый-шестой — впрягся серьёзно, а на седьмом сдох, до восьмого в итоге не добравшись (а после восьмого ещё итоговый проект нужно было делать). Придётся ещё раз проходить.

Одним из компонентов курса «Анализ данных…» были лабораторные работы, выполняемые в среде программирования R. И то, что одновременно с этим курсом шёл курс «Изучаем статистику с помощью R» («Explore Statistics with R»), было большой удачей. И локальная программная среда в обоих курсах используется, разумеется, одна и та же; удобно.

А вот курс «Введение в анализ данных» («An Introduction to Data Analysis») использовал тот же R, но с надстройкой собственного изготовления. Курс вроде неплохой, но их программа у меня не запустилась; авторы обещали адаптировать курс для общераспространённой графической оболочки (используемой, в частности, и в курсе «Data Analysis and Statistical Inference»), поскольку жалоб было немало, но развития событий я уже не застал.

Курсом, переходным от «аппаратных» к «бэкграундным», можно считать «Межкультурные коммуникации» («Intercultural Communication»): тематика общая, модели имеют место, однако математики, в общем, нет, и рассматривается всё на конкретном «оселке» — русская культура.

Очень удачную конструкцию имеет курс «Мораль повседневности» («Moralities of Everyday Life»): он ставит вопросы. Один вопрос, другой — рассмотрение возможных ответов — неизбежное возникновение новых вопросов — и так постепенно очерчиваются контуры социологии морали без особого навязывания какой-то конкретной точки зрения (кое-какие пресуппозиции, конечно, есть, и даже не со всеми лично я, например, согласен, но в целом это, можно сказать, анти-катехизис).

Другой вариант отличной конструкции — построение курса «Парадоксы войны» («Paradoxes of War»). Война просто оказывается зеркалом, концентрированно отражающим общество; из рассмотрения одного феномена вырастает курс общей социологии. Этот курс я в итоге забросил — но с мыслью когда-нибудь пройти его полностью.

Похожим образом сделан курс «Условия войны и условия мира» («Conditions of War and Peace»), только его «сердцевина» — не общая социология, а международные отношения. Курс чёткий, внятный, побуждающий к освоению огромного количества фактического материала — проходить его было радостью; свои эссе для этого курса я собираюсь выложить в своём многоязычном блоге.

Ещё одна призма, через которую рассматривается современное общество — наша дорогая Империя Добра. И снова вроде бы узкоспециальный — журналистский — курс «Понимаем СМИ, понимая Google» («Understanding Media by Understanding Google») даёт именно социологические знания. Этот курс закончить мне не удалось: «трудности адаптации во время начала поста практически все усилия перечеркнули» [1435 г. х., джумада-ль-уля — рамадан: мои итоги].

Проблемы окружающей среды (и необходимость общественных изменений в этой связи) рассматриваются в курсах «Sustainability, society and you» и «Introduction to Ecosystems». Это уже прикладные курсы, но всё ещё несколько общего характера.

Конкретная тема взаимодействие ислама с западным обществом — предмет курсов «Трудности становления государственности в мусульманских странах» («Constitutional Struggles in the Muslim World») и «Мусульмане в Британии» («Muslims in Britain»). Первый я «провалил на “отлично”», второй прошёл, но поленился писать эссе.

В ближайшем будущем по теоретической части начинается начался курс «Теория игр» от ВШЭ (да, в кои веки на русском); в отдалённом намерен пройти специализацию. Стоимость юридически «удостоверенного» обучения Coursera показывает мне 245 р. вместо 50 долларов (только по этой специализации? только мне? — не знаю, не исследовал вопрос); если эта информация подтвердится, пожалуй, зарегистрируюсь на платный вариант.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.

(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.