2015-01-29

Моё онлайн-образование: специализации

Летом 2013 года я прошёл свой первый MOOC [му:к]. На сегодня освоенных мной онлайн-курсов — больше трёх десятков (большой личный опыт, да). Сначала я регистрировался на всё, что представляется интересным или хотя бы любопытным. Но 9 курсов одновременно — это чересчур.

Год назад у меня не получалось уделять достаточное время и языкам, и онлайн-курсам. С тех пор у меня, во-первых, сильно подтянулись навыки аудирования и я стал пользоваться функцией увеличения скорости воспроизведения (что позволяет усвоить 20-минутную видеолекцию за 10–15 минут, а не за 40, как раньше), а во-вторых, я построил чёткую недельную сетку, предусматривающую нужное количество занятий языками (6–7 дней в неделю) и онлайн-занятий (5 дней в неделю). Так что три-четыре MOOC’а без ущерба для языков (и, само собой, для работы) — не проблема теперь. Но, опять же, не девять.

Приходится выбирать: что важнее. В результате постепенно оформилось четыре сферы.

Точные науки. Наименее важная для меня сейчас сфера. В первую очередь из этой области я беру курсы по математике, потому что для наиболее важной (о которой ниже) сферы нужна хорошая математическая база. Однако границы стараюсь не переходить: как ни сладко было вспоминать интегральное и дифференциальное исчисления в рамках курса «Mathematical Biostatistics Boot Camp 1», после первой недели я от этого отказался: непроизводительная трата времени. В другую сторону пролетел я с курсом «Getting a Grip on Mathematical Symbolism»: понял символизм в философском смысле, а оказалось, что это просто элементарный вводный курс (читал благодарственные комментарии к урокам и поражался: есть люди, которые не понимают уравнения прямой!). Сейчас слушаю лекции курса «Introduction to Astronomy»: современное состояние физики вообще и астрономии в частности — это очень интересно; однако заданий на оценку не выполняю: во-первых, большое количество вычислений (жалко времени), а во-вторых, мне, собственно, только концептуальная часть и нужна.

Филология. Курсов, имеющих отношение к моей потенциальной кандидатской («Иностранные слова в русском тексте») или к моей мечте (филологическо-богословский перевод Корана), пока мне не попадалось. Два общих курса по английскому (один с британским уклоном — «Exploring English: language and culture»; другой — с уклоном в теорию и международное функционирование английского — «Understanding Language»), два — по академическому английскому («Writing in English for University Study», «English Composition»), один — странноватый курс по литературоведению («How to Read a Mind» — они это называют когнитивная поэтика) — вот всё, что изучено. Регистрировался ещё на курс по русскому языку: думал, что удобно будет повторить и систематизировать, — но это оказалась русистика учителей русского. Школьникам подтянуть правописание — куда ни шло, а даже будущим педагогам уже должно быть скучно на этом курсе.

Жизнестойкость. Физиология, физкультура, рациональное питание, работа мозга (нейрология, методология обучения, медитация)… По выживанию курсов не встречал, по безопасности Coursera предлагала — но исключительно по компьютерной, весьма узкоспецифичное. В этой сфере я освоил около десятка курсов.

Системология. Я бы написал социология, но, во-первых, с этим словом у большинства ассоциируется примитив (опросы всякие и проч.), а во-вторых, системология — понятие более широкое: она изучает зарождение и функционирование любых систем — биологических, социальных, физических. Всякое явление, всякий процесс представляет собой систему; общие принципы и закономерности, почти философские обобщения — построенные при этом математически — это чрезвычайно интересно. Взаимодействие ислама с западным обществом — один из таких чрезвычайно интересных процессов. Тема весьма актуальная, работ на эту тему в последнее время появляется немало, но системности в них крайне не хватает. Курсы этой сферы делятся для меня на три части: аппарат (моделирование, статистика, общая теория систем), базис (системный анализ различных сфер человеческой деятельности в целом), приложение (разработка конкретных тем).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.

(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.