2008-08-18

Бесплатно и здорово. Mozilla Thunderbird и Mozilla Firefox

С неделю назад в частном околокомпьютерном разговоре мне был задан вопрос: «А Mozilla и Google никак не связаны?» И я ответил, что, насколько мне известно, организационно они не связаны, но идеологически близки, и я обе эти корпорации люблю. Как знак этой любви — этот пост.

См. обновление информации.

Программами Mozilla я начал пользоваться четыре года назад, когда номера версий начинались с «0.». Первыми были Thunderbird и Firefox, потом добавилась Sunbird (тогда ещё Calendar), а не так давно — Prism. Общий принцип всех программ: программа в базовой конфигурации реализует основные возможности, а дополнения каждый подбирает по вкусу — это гениально. Дополнения (add-ons) — это 1) подключаемые модули (plug-ins), они добавляют функциональности (по умолчанию браузер не воспроизводит флэш — чтобы воспроизводил, надо поставить соответствующий плагин); 2) модули расширения (extensions), они увеличивают удобство пользования (установить, каким почтовиком пользовался отправитель, по умолчанию может только продвинутый пользователь — просмотрев служебные заголовки письма, — а соответствующий экстенжн покажет символ почтового клиента рядом с именем отправителя), 3) темы оформления (themes), они изменяют внешний вид программы. За последнее время Mozilla реорганизовала доступ к дополнениям, так что чётко оформленное желание легко удовлетворить, — получается, что я делюсь удовлетворёнными желаниями на случай, если у кого-то есть такие же.

Почтовый клиент Mozilla Thunderbird дал мне всё, чего мне не хватало в Outlook Express, избавил от всего, что меня раздражало в The Bat!, и не грузил меня излишествами Outlook. Он дал идеальную и гибкую настройку учётных записей (accounts), а поскольку аккаунтов у меня раньше было немало, я был просто счастлив. Оформительскими темами я бросил баловаться довольно быстро, а вот расширения устанавливал: переключение автоматической подписи (официально-служебная, салям, нейтральная), показ почтовика отправителя, панель быстрого доступа к определённым папкам, кнопка цитирования, кнопка адресной книги, показ размера вложений в письмо, экспорт-импорт фильтров. Несколько лет, кочуя с одного компьютера на другой, я таскал за собой и всю почту (простым копированием соответствующей папки). Но открыв для себя GMail, я один ящик просто закрыл, на другом поставил переадресацию, третий изначально был с переадресаций, ещё парочка почтовых сервисов кончилась сама собой — и теперь вся моя почта в «гуглу». (Однако об этом потом.)

Браузер Mozilla Firefox — это песня. «Ода радости». Я восхищался им, даже когда он отъедал память сотнями мегабайт (всегда же можно перезапустить). А начиная с третьей версии это безусловный лидер, пелетон едва различим через плечо. Сегодня он выглядит у меня так.

Тема по умолчанию меня более чем устраивает. Плагинов сверх минимума (предустановленные плюс джентльменский мультимедиа-набор: Windows Media Player Firefox Plugin, QuickTime Plugin, несколько Real-плагинов и, разумеется, Flash) у меня собственно, один: Acrobat. DjVu-плагин я не стал устанавливать: PDF-файлы порой имеет смысл смотреть прямо в браузере, а вот DjVu — это всегда документ, который нужно скачать и смотреть отдельно. В общем, «моих» плагинов у меня раз и обчёлся, хотя общий список (а в третьей версии он выводится в интерфейсе браузера) насчитывает 15 пунктов. А вот экстенжнов — много.

Безопасность, правильный образ жизни. Таких расширительных модулей у меня шесть. Adblock Plus ограждает от лишней рекламы (как-то был повод узнать, от скольких вредных для духовного здоровья картинок он меня уберёг — субхан-Аллах!). На сайте этого расширения есть разные списки рекламы — российским пользователям надо загрузить RU AdList. Модуль AVG Safe Search установился автоматически при инсталляции хорошего антивирусного пакета AVG (в бесплатной версии!). Password Exporter я поставил, дабы в очередной раз при миграции не перенабирать все пароли (хорошо ещё, что, введя в браузере на прежнем компе мастер-пароль, я получил полный список сайтов, логинов и паролей; а если бы не было в Firefox такой фишки, как мастер-пароль?). Проект Weave и одноимённое расширение — тоже для «мигрантов»; пока я доверяю им журнал посещённых страниц, закладки (хотя их и так можно забэкапить) и cookie-политику (вот это облегчение! — а то измучаешься в новом браузере настраивать: этому сайту можно моё поведение «запекать в печенье», а тот обойдётся), пароли пока не доверяю; вот доберутся до версии 1.0, тогда, может, и Password Exporter не понадобится. Кстати, о «печеньях». Замечательное расширение CS Lite мало того, что позволяет в два клика изменить cookie-политику (для текущего сайта или для всех), зачистить все «печеньки» или загрузить обзорные списки (сайтов или cookie-файлов), так ещё и в списке сайтов даёт возможность изменить политику для конкретного сайта; без этого экстенжна приходится удалять сайт из списка, перезагружать веб-страницу и «с нуля» определять, принимать ли куки.

И последний в этой категории, но далеко не последний по важности — fzami. Это, по сути, окошко к сайту IslamicFinder, то есть сам экстенжн времена намазов не считает. Но это окошко с настраиваемым видом: задаёшь город и метод расчёта намазов — и модуль выводит тебе время молитв в том виде, в каком ты хочешь: 12/24-часовое отображение, показ в статусной строке всех пяти молитв или только текущей (а остальные — во всплывающей подсказке), указывать начало или границы интервала (вот чтобы время намаза указывалось с помощью интервала — я с таким впервые встречаюсь) — и предупреждает удобным тебе способом (по умолчанию — всплывающее окно за 15 минут до начала очередного намаза и азан в момент начала намаза, я сделал всплывающее окно за 10 минут и всплывающее окно в момент начала). Единственное неудобство — малый интервал между опросами IslamicFinder; задать все настройки не успеваешь, приходится частями: одну вкладку прошёл — жмёшь ОК (диалог настроек закрывается), вызываешь настройки снова, проходишь следующую вкладку, снова ОК, и в третий раз то же самое. Не успел нажать ОК до очередного запроса к сайту — все настройки сбросились; так что немного приходиться помучиться — но ведь только один раз.

Внешний вид, удобство пользования. Таких модулей у меня 16. Три имеют дело с вкладками: Aging Tabs раскрашивает заголовки (активная вкладка — с синим заголовком, остальные — от почти чёрного для вкладки, на которую я не глядел уже несколько часов, до светло-серого для вкладки, которая была активной только что), Tab Catalog выводит превьюшки всех открытых вкладок (я подобное видел в Opera, но не уверен, что там этот режим позволял не только переключаться между открытыми вкладками, но и закрывать их, ходить назад-вперёд, обновлять страницу — и в этом же режиме видеть результаты хождения и обновления), а Tab Mix Plus делает столько разных приятных и полезных вещей, что неделя с Firefox 3 и без Tab Mix Plus показалась мне десятилетием. Этот модуль заставляет открываться — и закрываться — новые вкладки самым удобным способом; он не только позволяет отменить закрытие вкладки (двух, пяти, пятнадцати…), но и восстанавливает напрасно закрытую вкладку в том же месте; он добавляет на заголовки вкладок нужные элементы навигации, а в контекстные меню страниц и вкладок — команды, реально нужные пользователю (а если что-то не устраивает, можно это изменить в настройках; впрочём, набор команд по умолчанию весьма продуман); он позволяет переключаться между вкладками движением мышиного колёсика; он не позволяет открываться ненужным вкладкам; он может восстановить набор вкладок последней сессии, даже если она закончилась крахом браузера, — and in the morning, he’s making waffles. Шучу, конечно, вафель он не печёт — но делает едва ли не больше дел, чем осёл сказал Шреку слов за все серии. Чес-слово.

Ещё восемь расширений меняют интерфейс. More Tools Menu переносит команды, относящиеся к конкретным модулям, из меню Tools/Сервис (в котором после установки пятого экстенжна становится тесно) в меню More Tools. Модуль Personal Menu экономит место: нажал Alt — есть строка меню, нажал ещё раз — нет; а самые нужные команды — на кнопочке (у меня там Save Page As, Options, Check for Updates, About). И эта кнопочка, а также адресная строка, видны всегда, даже во всплывающих окнах — благодаря экстенжну Unhide Menubar. Расширение All-in-One Sidebar организует боковую панель, в которой открывается вся служебная информация (а не отдельными окнами): закладки, закачки, журнал, дополнения, сводка общих данных по странице (медиа-файлы, параметры безопасности), код страницы. К кнопке «Печать» добавляет выпадающий список с командой предпросмотра и задания параметров печати модуль Print / Print Preview. Две кнопки в одну объединяет экстенжн Stop-or-Reload Button. В результате «слов» в браузере не остаётся — только кнопки (и то немного). Когда «слова» всё-таки нужны, Quick Locale Switcher выдаёт их на том языке, на каком мне хочется (выбор — из многих десятков). А кнопки я организую: на панели инструментов — штатными средствами, в статусной строке — с помощью расширения Status Buttons.

Три модуля расширяют возможности пользователя при загрузке файлов. Встроенный менеджер закачек в Firefox 3 весьма хорош (чего стоит только вывод информации о закачках в статусную строку), но когда надо закачать много файлов одновременно (например, 114 mp3-файлов с Мусульманин.ком), не обойтись без DownThemAll!, или dTa. А если хочется сохранить видео (с YouTube, например), это поможет сделать Video DownloadHelper. Расширенные возможности по обращению с PDF-файлами даёт PDF Download.

И ещё парочка экстенжнов добавляет комфорта. Благодаря Transliterator я не ломаю глаза траслитом (встречаются люди, исписывающие этим жутким способом многие страницы), а легко перевожу его в кириллицу. Модуль Navigational Sounds озвучивает моё поведение (мышкой по ссылке клик — из динамиков «клац!»).

Функциональность. Таких модулей у меня семь. Пять — веб-дизайнерские: ColorZilla и MeasureIt вскрывают архитектуру страницы, Flagfox даёт информацию о хостинге, домене и тому подобных технических подробностях, Firesizer задаёт браузеру размер (весьма полезно узнать, как твоя страница выглядит при разрешении 800×600), IE Tab включает браузинг по-майкрософтовски прямо внутри Firefox. Бывает IE Tab полезен и для того, чтобы поглядеть на страницу, которую какой-нибудь «умелец» сваял так, что правильным браузером её не видно. Впрочем, часто реальную обработку страницы IE-машиной включать и не стоит — надо лишь прикинуться, что у тебя не Fx, а IE; для этого существует User Agent Switcher. И, наконец, BBCodeXtra нужен для ввода тегов в формах (вместо визуального редактора в админке WordPress и на тех форумах, где кнопки визуального редактирования, опять-таки, работают только для MS IE).

Сервис. Таких модулей у меня шесть. Forecastfox в статусной строке информирует о погоде, FoxClocks там же показывает поясное время во всех интересных мне местах в нужном мне виде, Google Earth, Google Notebook, Google Toolbar обеспечивают услугами Google. А ещё я поставил модуль, работающий в вебе с медиа-файлами, — PicLens. Это XXI век. Это надо видеть собственными глазами.

…Что-то много получается. Про остальное тогда в следующий раз, инша-Аллах.

См. обновление информации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.

(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.