2010-06-10

Демократия под фонограмму

Понимая неизбежность многих общественных явлений, я тем не менее отношусь к ним резко отрицательно. Можно было бы даже сказать, что я к ним нетерпим, если бы мне не приходилось их терпеть.

Это похоже на отношение М. А. Кронгауза к мату: «Как лингвист я с большим интересом отношусь к русскому мату, считаю его интересным культурным явлением, которое нужно изучать и описывать. Кроме того, я уверен, что искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными. А вот как человек я почему-то очень не люблю, когда рядом ругаются матом. Я готов даже признать, что реакция эта, возможно, не самая типичная, но уж как есть. Таким образом, как просвещенный лингвист я мат не то чтобы поддерживаю, но отношусь к нему с интересом, пусть исследовательским, и с определенным почтением как к яркому языковому и культурному явлению, а вот как, чего уж там говорить, обыватель мат не люблю и, грубо говоря, не уважаю. Вот такая получается диалектика» [Кронгауз, с. 8].

Идеальное общественное устройство было воплощено Пророком Мухаммадом и праведными халифами: это теократическая конституционная (парламентская) ненаследуемая монархия. Сегодня многие считают лучшим устройством демократию, хотя она принципиально невоплотима на практике, оборачиваясь вверху олигархией, а внизу охлократией. Что мы и наблюдаем в ярчайшем виде в России. И один из самых противных признаков охлократии — уравниловка. «В качестве исходного здесь берется положение, с которым естественно согласиться: всякое мнение имеет право на существование. Но далее делается незаметный, а в действительности капитальный, переход к гораздо более сильному тезису: всякое мнение не менее ценно, чем любое другое» [Зализняк]. А одно из самых противных проявлений уравниловки — караоке: все имеют право не только петь, но и рассчитывать в этом на поддержку (и хорошо, когда только техническую). Ненавижу караоке.

И вот, понимая неизбежность караоке как проявления демократии, я отношусь к нему резко отрицательно. Второй час терплю караоке, доносящееся из детсада под окнами, и ненавижу. Дети ведь любят творчество; и вот какой-то мудак решил, что проще не давать им настоящего творческого задания (которое они выполняли бы индивидуально или в группах — воспитание личности, воспитание коллективности), а собрать детей толпой и приучить к псевдотворческому кривлянию с микрофоном. Ненавижу. Я готов даже признать, что реакция эта, возможно, не самая типичная, но — ненавижу.

 

[Кронгауз] — М. Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. 2-е изд., стереотип. М., 2009.

[Зализняк] — А. А. Зализняк. О профессиональной и любительской лингвистике. Лекция на фестивале науки в МГУ 11 октября 2008 г. Цит. по расшифровке.