Лет пятнадцать назад (даже больше) мне довелось прочитать книгу Веры Пановой и Юрия Вахтина «Жизнь Мухаммеда». Эта книга примечательна многим. Это первое жизнеописание Благословенного Пророка Мухаммада на русском языке. Это первая книга, адресованная широкой аудитории, в которой призывалось правильно произносить имя Пророка (и отказаться от бытовавшей тогда формы «Магомет»), а слова Бог и Аллах писались с прописной. Что ещё удивительнее — эту книгу выпустило издательство «Политиздат» (хотя, справедливости ради заметим, первая редакция книги была готова в 1960-х, а в итоге книга вышла в 1991 г.). Но самое замечательное в ней то, что события освещены с различных точек зрения; то есть в книге наряду с данными советской (атеистической) науки, в частности истории, приводятся сообщения мусульманских историков, хадисы, богословские единобожные рассуждения! Вот, например, фрагмент (с некоторыми сокращениями).
Сама по себе идея единого Бога не способна произвести в душе человека никаких глубоких и решающих перемен, если его не пронизывает ощущение полной конкретности и реальности Бога. По словам верующих, убеждение в полнейшей, не вызывающей никаких сомнений реальности бытия божия возникает вдруг, неожиданно, как некое озарение… Убеждение в реальном существовании Бога настигает человека (конечно, соответствующим образом воспитанного и настроенного) не в часы лихорадочной и напряжённой работы ума, а в минуты свободного размышления… Озарение же, собственно, состоит в том, что человек внезапно, то есть совершенно неожиданно для самого себя, вдруг, казалось бы без всякой причины и толчка извне, всем своим существом начинает чувствовать живое присутствие Бога в мире и в себе самом. От подобного чувства мир сразу же приобретает полноту и законченность, отсутствовавшую в нём ранее гармонию, становится прекрасным, иногда непереносимо прекрасным. От гармонии и красоты мира человека охватывает острое ощущение радости и счастья бытия и вместе с тем непоколебимая уверенность в своём личном духовном бессмертии. В такие минуты… человеку кажется, что он не только ощущает бытие Бога как физическую реальность, но и совершенно отчётливо понимает, что иначе и быть не может, что мир без Бога — верх нелепости и логического абсурда, что без Бога мир не просуществовал бы и мгновения.
Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М. : Политиздат, 1991. С. 109–110
Клянусь временем,
поистине, человек в убытке и заблуждении,
кроме тех, которые уверовали, и творили благие деяния, и заповедали друг другу истину, и заповедали друг другу терпение!
Сура 103 «Аль-‘Аср = Время», аяты 1–3
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.
(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.