2013-11-02

Тольяттинская соборная мечеть

Оказался вчера в Старом городе (как я отмечал, районы в Тольятти — как отдельные города, и называются поэтому именно так) — и решил в этот раз сходить на джум‘а в соборную мечеть на ул. Ларина: давно там не был.

Расположение комплекса зданий в городе, расположение самой мечети в комплексе зданий, планировка помещений внутри мечети — всё продумано и выполнено отлично. (Мне Тольяттинская соборная мечеть напоминает Историческую мечеть в Москве, поэтому я поневоле сравниваю их между собой — и Тольяттинская мне нравится больше.) Зал одновременно торжественный и уютный, светлый и тёплый. Если мусульмане заполнят его, встав на вытканные на ковре михрабы по одному, первый этаж вместит около 280 человек. Если встать плотнее, по Сунне, поместится человек 400. Если уплотниться и по «горизонтали» (встать в рядах очень плотно), и по «вертикали» (ряды ближе друг к другу) — 900. А может и тысяча. Балконы для женщин по площади примерно в два раза меньше. Есть ещё и цокольный этаж — но как может в сумме получиться три тысячи, тем более три с половиной, — я по-прежнему не понимаю.

Для пожилых прихожан стоят вдоль задних стен стульчики. Минбар оборудован звуковой аппаратурой. На подоконниках — различные издания Корана; по залу — подставки для чтения.

В мечети в Новом городе состав джамаата весьма пёстрый в национальном плане, имам, кажется, дагестанец — и проповедь читает на русском языке (после арабской части, конечно). В соборной мечети в основном татары, и проповедь читается сначала на татарском, потом на русском (после арабской части, конечно). Темп речи у имама очень высокий, при этом он использовал в своей проповеди довольно много цитат, знакомых мне по книгам, которые я верстал/редактировал/выпускал, — и очень выпукло предстало мне одно различие между переводчиками этих книг. Один из них тяготеет к речи разговорной, что порой не вполне уместно смотрится в письменном тексте, но, как (вполне закономерно) оказалось, отлично воспринимается на слух даже при таком темпе. Другой тяготеет к уточняющим, несколько тяжеловесным формулировкам, что в книге неплохо, однако, слушая проповедь, даже я — носитель знаток русского языка, уже знакомый с этими текстами, — иногда просто терял мысль (поняли хоть что-то из этих фрагментов проповеди бабайки на стульчиках, не знаю).

Проповедь, кстати, мне понравилась: чёткая мысль, правильная композиция (только бы чуть помедленнее). Да и вообще многое понравилось: что немало людей приходят загодя (уже за 3 часа до начала джум‘а я был не один), что многие читают Коран (все книги с подоконников оказались разобраны), что зал полностью заполняется (человек 400–500 было), что много молодых людей и даже детей (в какой-то момент молитву приветствия мечети одновременно читали седой дедушка и мальчик лет девяти). Ма ша’а Ллах.

Для пожилых прихожан стоят вдоль задних стен стульчики

Балконы для женщин по площади примерно в два раза меньше зала на первом этаже

Уже за 3 часа до начала джум‘а я был не один

Арку михраба окаймляет аят «Аль-Курси»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.

(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.