2011-12-12

Ководство. § 48. Боремся за чистоту урлов

«URL означает uniform resource locator» [03].

Это, конечно, верно; однако, строго говоря, адрес страницы теперь соответствует не понятию URL, а понятию URI — унифицированный идентификатор ресурса.

«Правило: посетитель всегда должен получить осмысленное и предсказуемое содержимое, если он стер часть адреса до ближайшей косой черты» [08].

Правильное правило. А чтобы не стирать адрес по одной буковке, надо пользоваться дополнением NavigUp к браузеру Chrome (я пользуюсь).

2011-12-10

Ководство. § 40. Цветовые теории

«Многие полиграфисты убеждены, что в аббревиатуре CMYK буква K — последняя от слова black, которую якобы взяли для избежания путаницы с буквой B, обозначающей blue в цветовой модели RGB.

На самом деле CMYK расшифровывается как cyan, magenta, yellow, key color. Причем key color (ключевой цвет) может быть любым: хочешь — черным, а хочешь — серебряным» [05].

Верно (интересно, что в Википедии это утверждение обосновывают… ссылкой на «Ководство»; в Wikipedia обоснованием выступает книга «Mark Gatter. Getting It Right in Print: Digital Pre-press for Graphic Designers»). Я даже видел удачный пример: в качестве key color выступал фирменный синий (что позволяло избежать растра на значимых элементах).

2011-12-09

Ководство. § 33. Панграммы

«Чтобы понять всю прелесть того или иного шрифта, необходимо иметь представление обо всех знаках, которые в этом шрифте содержатся» [01]. «Чтобы увидеть все буквы сразу, используют специальные предложения, состоящие из всех букв алфавита, — панграммы» [02].

Верно. А собрание панграмм в этом параграфе ещё и полезно: можно выбрать себе панграмму по вкусу (а лучше две — русскую и английскую) и задать в настройках менеджера шрифтов (скажем, Adobe Type Manager).

2011-12-08

Ководство. § 14 (про авторское право)

«По вопросам авторского права написаны статьи и диссертации, существуют многостраничные законы и постановления, в основе которых простое утверждение: у всего на свете есть автор» [02].

Это сильное упрощение. Авторство — намного более условная вещь, чем тождество («Все равно что утверждать, что Вася — это не Вася» [там же]). В средневековой литературе почти каждое произведение имело сложную историю текста и целый ряд авторов, а жанровые каноны почти исключали творчество в современном понимании.

«Символ охраны авторских прав — © — оброс огромным количеством мифов. Многие убеждены в том, что отсутствие такого значка рядом с произведением является свидетельством того, что произведение может быть использовано в любом виде — перепечатано, перепродано, украдено и т. д. Это заблуждение» [06].

Точно. В соответствии со ст. 1259 ГК РФ, для возникновения авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

«И нет никакого стандарта на их использование» [06].

Неправда. В отношении изданий действуют ГОСТ Р 7.0.4–2006, определяющий обязательность размещения знака копирайта, и ГОСТ Р 7.0.1–2003, определяющий правила оформления сведений об авторских правах. (См. подробнее.)

Ководство. Постановка задачи

Около года назад я пробовал методический приём «ежедневно ежемесячно». За месяц со взятой темой не управился, хотя многое удалось систематизировать. Ин ша’а Ллах, к той теме  я ещё вернусь— и, возможно, сразу после того, как разберусь с темой попроще. И эта тема — Тёма. Точнее, его «Ководство».

Из почти уже двух сотен (несмотря на пропуски в нумерации) параграфов «Ководства» часть содержат сведения, очевидные для профессионала, но, очевидно, нуждающиеся в том, чтобы их пропагандировали = распространяли. Ещё одна часть — лирические рассуждения и пропаганда собственного вкуса. Но есть и такие, в которых содержатся неверные утверждения. Я намерен верифицировать «Ководство», не останавливаясь на лирике, но отмечая полезное и правдивое, с одной стороны, и ошибочное и ложное, с другой.