2012-12-25

Амбиции

Когда-то я не только был абсолютно уверен в том, что знаю русский язык лучше орфографического модуля редактора Microsoft Word, но и вполне полагался на свою дотошность. Проверять текст только программой казалось мне глупостью, а проверять и человеком, и программой — излишним. Впервые я столкнулся с тем, что кто-то делает иначе, когда был выпускающим редактором журнала Upgrade Special: корректор-литредактор Илья Борисенко, вычитав текст, прогонял-таки его орфомодулем.

В своём знании русского языка я уверен и сегодня — как и в том, что проверять только программой глупо. Неразумно и проверять программой до проверки человеком; а вот после — как дополнительный контроль (как делал Илья) — можно, и теперь я это делаю. Этот процесс повышает надёжность в достаточной степени, чтобы скомпенсировать лишние затраты времени, к тому же орфомодуль порой своими замечаниями забавляет, а порой — заставляет задуматься.

Вот, например, несколько дней назад в одном из текстов мне попалось слово «амбициозный». И орфомодуль его откомментировал так: «Слово с ярко выраженной экспрессивной (негативной, иронической) окраской». Вот это да. По моим ощущениям, узус давно избавился от негативной окраски амбиций, скорее позитивно это слово окрашивают в некоторых кругах (речь здесь именно о практическом словоупотреблении, а не о том, как должно быть). Открываем БТС: амбициозный — ‘исполненный амбиций’, а амбиции снабжены пометой неодобр.!

Я, конечно, понимаю, что в свежей версии, возможно, исправлены те странности, которыми отличается модуль, пользуемый мной, но свежей версии у меня нет: я считаю, что обновления этого ПО не стоят денег, которые за него просят. Да и счесть амбиции хорошим делом вопреки словарю модуль вряд ли решится. А словарь (пока?) воспринимает амбиции неодобр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.

(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.