2009-01-04

О музыке

Двадцать лет назад я слушал группу «Динамик» и певицу Полу Абдул. Пятнадцать лет назад я слушал Deep Purple и «Калинов мост». Десять лет назад (без малого) меломан Слонарий Белкин открыл мне дудук. Сегодня «Динамик» я, конечно, не слушаю — и не буду, нет. А вот дудук — да. Но может ли мусульманин слушать дудук?..

Музыка может исполняться с помощью 1) музыкальных инструментов, 2) голоса, 3) голоса в сопровождении музыкальных инструментов. С голосом всё просто: приукрашенный голос — это ‘аурат, то есть то, что необходимо скрывать от представителей противоположного пола, то, что вводит в соблазн, «свирель шайтана»; в этом плане женщина, поющая перед мужчиной, — всё равно что неодетая. С инструментами сложнее.

Однозначного запрета на все музыкальные инструменты в Шариате нет. Условия, ограничивающие разрешённость музыки, — есть. Но нет единого мнения о строгости этих ограничений. Прогуглив (только что) первый пришедший в голову запрос ислам и музыка, я получил весь спектр: взвешенное обсуждение со ссылкой на богословский анализ, ограничивающий по максимуму; научно-популярный обзор, ничего, по сути, не предписывающий; глупости советского исламоведения; фетва современного учёного, ограничивающая по минимуму. Коротко говоря, ударные инструменты многие разрешают, струнные инструменты — запрещают, духовые чаще всего порицают.

Зайдём с другой стороны. Физика процесса нотоизвлечения ставит серьёзные ограничения по воспроизводимому тону. Одно из принципиальных — проблема незамкнутости любого натурального строя музыки; и тут либо точное воспроизведение интервалов (с «прелестями» в виде волчьих квинт), либо равномерная темперация (с равномерно размазанной по широкому диапазону фальшью). И не то чтобы мне так резала уши фальшь равномерной темперации (мой слух не настолько тонок), но инструменты, свободные от нотной градации, всегда мне нравились больше. Их не так много. Во-первых, это ударные (к которым понятие диапазон звукоизвлечения вообще не применимо). Во-вторых, это безладовые струнные (скрипка со товарищи). В-третьих, бесклапанные духовые.

Вот так и выходит, что если мусульманин и может слушать музыку, то дудук — самое оно. Вся печальная правда об этом мире (дунья) в этой музыке. И надежда на лучшее в мире том (ахира).

А слушать Коран — безусловно, лучше. «Сердца утешаются поминанием Аллаха. О, как утешаются сердца этим поминанием!» (13:28).