2011-11-05

Ярлык наоборот

Слово само по себе не имеет оценочности. Триста лет назад слово «жид» означало только этническую принадлежность, ничего больше; да и вообще «к лат. judaeus восходят также нейтральные обозначения евреев и/или иудеев во многих… европейских языках: нем. Jude, фр. juif, англ. Jew, исп. judío… итал. giudeo, эст. juut и др.» (Википедия). А вот двадцать лет назад мой сокурсник по журфаку как-то сказал: «Из-за таких, как он, нас и называют жидами». Что произошло со словом? Ничего. Его смысл не изменился, изменилась окраска (тег, если угодно) — с нейтральной на бранную.

Рассказ об одном из примеров подобного искажения исходного смысла я встретил в книге, над которой работал для ИД «Умма».

Так называемые ваххабиты выступали также против просьбы о заступничестве, обращённой к мёртвым (тавассуль)… Выступая против тавассуля и разрушая памятники и гробницы, потомки и последователи Ибн ‘Абд-аль-Ваххаба в двадцатом веке подвергли нападкам антиисламские обычаи и традиции. Сам Пророк приказал разрушить всех идолов и статуи, а также сровнять поверхность всех могил с землёй, что следует из достоверного хадиса, сообщённого ‘Али ибн Абу Талибом и включённого в сборник великого хадисоведа Муслима ибн Хаджжаджа [Муслим, т. 2, с. 459, № 2115. См. также: Абу Давуд, т. 2, с. 914–915, № 3212]. Из сказанного… ясно, что слово ваххаби, употреблённое в значении «презренный новатор» или «отступник», — это на самом деле «ярлык наоборот».

Так же обстоит дело и с термином ахль-и-хадис (по-арабски — ахль аль-хадис): он был знáком уважения и похвалы, которого удостаивались в прошлом такие учёные, как имам Малик, посвятивший много времени и усилий специализированному изучению хадисов. К концу XIX века этот титул был принят реформистским движением в Индии и Пакистане, призывавшим вернуться к Корану и хадисам как первоисточникам фикха и выступавшим против догматической приверженности мазхабам. Однако догматизм и фракционность мазхабов в наши дни привели к искажению смысла термина ахль-и-хадис, который стал применяться в отношении тех, кто бескомпромиссно выступает против следования только одному из мазхабов.

Абу Амина Биляль Филипс. Эволюция фикха. Исламский закон и мазхабы.
2-е изд., пересмотр. М. : Умма, 2012. С. 195–196

То есть сторонников изучения хадисов в некоторых странах презрительно называют «хадисоведы».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.

(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.