2011-11-10

Физкультура и спорт

Большая советская энциклопедия считает спорт составной частью физической культуры. Это верно с точностью до определений: если считать спорт «системой организации и проведения соревнований», как это делает БСЭ, то сюда действительно придётся отнести и массовый самодеятельный спорт, и спорт как учебную дисциплину — ведь в этих видах деятельности есть соревнования. Но если уточнить, что цель спорта — это победа в соревнованиях, достигаемая за счёт демонстрации максимальных результатов, то от спорта, понимаемого широко, останется только спорт высших достижений — с его жёсткой регламентацией и коммерческим (явно или скрыто) характером соревнований, с жульничеством (в том числе в виде допинга) и борьбой с оным, со сверхусилиями и травмами. Тогда физкультуру надо будет определить не просто как развитие физических способностей, но как развитие и контроль — с помощью тестов и некоммерческих соревнований. К физкультуре окажется отнесённым и массовый самодеятельный спорт, и учебная дисциплина (которая, собственно, в учебных заведениях так и называется — физкультура). И станет возможно противопоставить физкультуру как деятельность, ведущую к увеличению физических возможностей, и спорт как деятельность, ведущую к демонстрации физических возможностей. Физкультура нам даёт. Спорт от нас требует. Физкультура — зарабатывание здоровья без излишеств и перегибов. Спорт — физическое ростовщичество.

Аль-хамду ли-Ллях, я никогда не занимался спортом. В детстве меня отобрали в секцию гимнастики, но родители воспротивились. В выпускных классах школы я пробегал 3 км за 10′04″, но это были физкультурные соревнования, не спортивные. На первом курсе первого вуза я начал ходить на дзюдо, но меня довольно быстро отбраковали как неперспективного; пришлось пойти в группу общефизической подготовки, где занимались всем понемногу, в том числе регулярно играли в футбол, но без всяких соревнований. На втором курсе второго вуза меня пригласили в сборную факультета по шахматам, но моё выступление было бесславным. Вот и весь мой спортивный опыт.

А физкультура — это замечательно. Я до сих пор встаю на гимнастический мостик и намерен вновь добраться до шпагата. Я много и с удовольствием боролся в детстве, юности и даже в молодости. Я рад тому, что 15 раз подтягиваюсь, 50 раз отжимаюсь и 100 раз поднимаю корпус. Физкультурные тренировки дают здоровье и ощущение полноты жизни.

Спорт же неплохо посмотреть по телевизору — повосторгаться физическими возможностями некоторых спорстменов, увидеть, как можно компенсировать обделённость в одном одарённостью в другом, проникнуться психологией противостояния. Собственно, мне интереснее всего в спорте именно психологическая часть: чистая «физика» скучна. Поэтому меня не заманишь легкоатлетической трансляцией, притом что бéгом я занимался, но я с удовольствием смотрю большой теннис, притом что ракетки в руки ни разу в жизни не брал. Хотя, разумеется, помимо физической и психологической составляющих спорта есть ещё и техническая и тактическая, и без понимания техники психологии не уловишь. Поэтому на совместный с супругой просмотр футбольного матча я время от времени могу рассчитывать (техника футбола, может, непроста в освоении, но легко понимаема), а дзюдо я смотрю один. И поэтому же соревнования по спортивной гимнастике я ещё могу посмотреть, но наблюдать за шахматной партией не в состоянии: уровень тактики на транслируемых соревнованиях таков, что мне просто не понять.

Кстати, о шахматах. Если считать спорт частью физической культуры, то шахматы, безусловно, не спорт: физическая составляющая здесь отсутствует. А вот если определять спорт как соревновательную демонстрацию возможностей, то шахматы, конечно, спорт. Хотя по-настоящему интересный спорт гармонично сочетает в себе и «физику», и технику, и тактику, и психику. Как теннис и футбол. А если ещё и двигательные навыки данного спорта могут пригодиться в жизни, так вообще здорово. Как единоборства.

Но лучше заниматься физкультурой и ни за кого не болеть. Ведь спорт — это война (вспомним также историю о лишении Мухаммеда Али чемпионского звания из-за отказа служить в армии). И, не дай Аллах, гражданская. Не надо заниматься спортом, не надо становиться воином — надо заниматься физкультурой и быть гражданином (или бойцом; между бойцом и воином большая разница).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.

(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.