2012-07-29

Ещё раз о науке и религии

Миссия проекта «Наука и религия», столь близкого мне, но по некоторым причинам впавшего в состояние, близкое к стагнации, была сформулирована так: «прояснить соотношение религиозных и светских наук, показать границы науки и безграничность религии и осветить вопросы, в которых наука помогает верующему».

В самом простом виде соотношение науки и религии — это отношение между умом и сердцем. Ум ограничен и как средство познания, и как средство выражения обретённого знания: научное знание может быть выражено лишь с помощью языка, и на этом пути учёного подстерегает множество ловушек. Сердце как средство связи с Богом, в принципе, не ограничено, однако если человек решается выразить своё сердце, ему ничего не остаётся, кроме как прибегнуть опять-таки к языку. И ловушек на этом пути никак не меньше.

Лет примерно десять назад я принимал участие в выпуске журнала «Твоё здоровье». Его главный редактор Илья Егоров как-то за чаем сказал: «Когда я начал изучать анатомию, я понял, что это не может быть результатом случайности». Такой путь к религии — не редкость. Окружающий нас мир настолько сложен и при этом целесообразен, что мысль о Творце этого мира ощущается совершенно естественной.

Ключевое слово предыдущего предложения — «ощущается». Если кто-то не ощущает, что мир без Бога не имеет смысла, разумом он этого не примет. «Они всё равно не уверуют. Запечатал Аллах сердца их и уши их, и пред очами их — пелена» (2:6–7). Но тот, кто ощущает это, кто принял веру в сердце своё, не должен забывать, что вера — именно в сердце. Каким бы ни был путь к вере, главное — прийти. И никого не проведёшь тем же путём, каждый приходит к Богу своей дорогой.

И потому доказательства веры с помощью разума — нелепы: любое такое доказательство — лишь иллюстрация уже принятого на веру постулата. А иллюстрации сами по себе доказательной силы не имеют. (Даже индукция, будучи строго логической процедурой, не имеет абсолютной доказательной силы.)

На уровне онтологии научный метод: воспроизводимость, доказательность, предсказуемость — не имеет смысла. Потому безрелигиозная философия есть мёртвое, бесплодное, бессмысленное умствование. И потому же религиозная дедукция (например: «Поскольку человечество никогда не обращало молитвы вниз, очевидно, что Бог превыше творения») и восторженные «открытия», не выдерживающие никакой научной критики, — это запредельный наив, способный вызвать у человека с научным складом ума в лучшем случае снисходительную улыбку.

Уму — умственное, сердцу — сердечное. Тот факт, что система исламских религиозных знаний стройна и непротиворечива, облегчает её понимание и усвоение, но не зажигает в сердце огонь веры. Бог превыше творения не потому, что человечество делало так или иначе, а потому, что Он — Творец, Властитель, Кормилец. И могущество Его никак не зависит от формы облаков в небе.

Да сохранит Аллах наш разум ясным, а сердце — искренне верующим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.

(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.