Под таким названием в журнале «ProСпорт» (№ 22 (113),
— Как ислам относится к футболу?
— Физическая сила и ловкость — поощряемые исламом качества. В Коране неоднократно упоминается о том, что при прочих равных сильный человек лучше слабого, например: «Лучшим… будет тот, кто силён и заслуживает доверия» (28:26). То же говорится и в хадисах (рассказах о жизни Мухаммада). Пророк Мухаммад сказал: «Сильный верующий лучше перед Аллахом и любезнее Ему, чем слабый». Что касается занятий спортом, то есть известные запреты по одежде: тело мужчины должно быть закрыто от коленей до пупка, тело женщины — целиком, кроме лица и кистей рук, то есть мужской футбол вполне допустим, а вот женский теннис запретен. Игру саму по себе ислам не запрещает (так, в одном из хадисов рассказывается, как Мухаммад и его жена Аиша бегают наперегонки), однако при этом надо помнить, что это всего лишь игра. Следует соблюдать и пищевые запреты (на свинину, алкоголь). С этой точки зрения Курбан Бекиевич с бутылкой шампанского в руке — не слишком хорошо. Даже если предположить, что он сам не пил, но ведь неправильный пример футболистам подавал! Болеть за любимую команду разрешается, но вот посещение стадионов во время поста уже порицается.
— Могли ли религиозные праздники оказывать влияние на победы команды?
— Попробуем сопоставить календарь религиозных праздников с календарём игр «Рубина». После Мавлида (20 марта) — победа дома над «Лучом»; после Ночи Вознесения (на 30 июля) — выездная ничья с тем же «Лучом»; после Ураза-байрама (30 сентября) — победа над «Нальчиком». А в рамадан (месяц поста, когда от рассвета до заката нельзя есть и пить; он пришёлся в этом году на сентябрь) «Рубин» выиграл две игры из трёх в премьер-лиге и сыграл вничью в Кубке.
— Как правоверный мусульманин должен праздновать победу?
— В первую очередь — благодарить Аллаха за то, что он даровал победу, поэтому фраза Бердыева о том, что «Рубину» помог выиграть Аллах, вполне уместна. Спортсмен может совершить благодарственный намаз, совершить дуа*.
Поэтому Бердыев и отправился сейчас в хадж в Мекку.Болельщики, если победа особенно значима, могут собраться дружеской компанией и съесть вкусненького (коллективная трапеза — вообще самый, наверное, распространённый способ праздновать); думаю, питерские мусульмане после финала Кубка УЕФА так и сделали.* В исламе разделяют молитву (салят, намаз) — обряд, который мусульманин обязан совершать пять раз в день, — и мольбу (дуа) — личное обращение к Богу. Специальных футбольных намазов не существует, однако обращаться к Аллаху с дуа можно и нужно. Такое дуа может быть просьбой о достижении благого (например, нападающий может просить облегчить забивание голов), о защите от дурного (вратарь просит, чтобы ему не забили), испрашиванием благословения на определённое решение (тренер колеблется, кого выставить на конкретную позицию), благодарностью (за забитый гол). При просьбе благого обычно руки держат ладонями вверх (так часто делает Франк Рибери), при защите от дурного — ладонями вниз, при испрашивании благословения нередко используются чётки (как у Курбана Бердыева), благодарность сопровождается земным поклоном (такое мы видели на Евро-2008 в исполнении турок).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Этот пост можно прокомментировать на +странице автора по адресу, указанному в комментарии выше.
(Комментарии блога используются только для ссылок на сообщения в +ленте.)
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.