2015-01-19

Онлайн-образование: личный опыт

Я люблю учиться и потому с удовольствием открыл для себя мир e-learning/MOOC. В руководстве по онлайн-курсам перечисляются 12 выгод онлайн-образования.

1. Доступность в любом месте (лишь бы было интернет-соединение) — локальная свобода.
2. Многоязычность.
3. Возможность применения любых онлайн-инструментов.
4. Доступность в любое время (независимо от часовых поясов) в любом месте (независимо от границ) — глобальная свобода.
5. Краткие сроки подготовки и потребления.
6. Любой может делиться подходящим по контексту контентом.
7. Неформальная обстановка.
8. Контакт между студентами, увеличивающий возможности обучения.
9. Преодоление междисциплинарных и межинституционных барьеров.
10. Более низкий (по сравнению с обычным обучением) порог входа.
11. Более богатая личная и коллективная среда обучения.
12. Улучшение навыков обучения на протяжении всей жизни.

В том же руководстве перечисляются и недостатки вызовы.

1. Если полагаться на контент, создаваемый пользователями, это может привести к хаотичному построению курса.
2. Требуется новая грамотность.
3. От студентов требуется такое количество времени и усилий, которые они не готовы тратить на бесплатные курсы.
4. Содержание курса может быть изменено студентами, и инструктор не сможет это контролировать.
5. Студенты должны самостоятельно ставить цели и достигать их.

По моему личному опыту, это всё больше чем наполовину ерунда.

Краткие сроки подготовки и потребления курса (produce and deliver in short timeframe)? Для того чтобы подготовить хотя бы трёхнедельный курс, нужно записать 400 ± 200 минут видео. Плюс упражнения / домашние работы. Плюс контрольные задания / тесты / инструкции к написанию сочинения. Плюс мониторинг форумов, когда курс идёт. Нет, в смысле подготовки выгода 5 — это ерунда. Да и в смысле потребления тоже: потратить на видеолекции больше 10 часов в день физически невозможно, а на практике даже 2 часа — это почти нереально (голова начинает пухнуть; да и другие дела в жизни есть). В некоторых случаях можно потреблять курс в режиме «материал недели за один день» — но стоит ли тратить время на курс, который так мало нагружает голову = приносит пользы?

Хаотичное построение курса? Студенты изменяют содержание, и инструктор (преподаватель) не может это контролировать? Вообще-то материалы курса не могут меняться после того, как они выложены. Дополнять можно: так, некоторые инструкторы практикуют еженедельные видеообзоры форумов; также могут вноситься поправки и дополнения к материалам (которые будут доступны при следующем запуске курса). Но и тут всё от инструктора зависит; короче, вызовы 1 и 4 — это ерунда.

Что касается инструментария (выгоды 2, 3, 11), то это, может, не ерунда, но более чем очевидно: мультимедийные возможности напрашиваются на использование, когда студент обучается за компьютером, а когда студент сидит в аудитории, интегрировать мультимедиа в обучение не так просто.

Всё остальное — это не куча факторов, а всего два: коллективность (выгоды 6, 7, 8) и свобода (выгоды 1, 4, 9, 10; вызовы 2, 3, 5). Онлайн-курсы дают возможность учиться чему хочешь, где хочешь, когда хочешь, требуя взамен, чтобы ты знал, чего, когда и где ты хочешь, — это свобода. Онлайн-курсы дают возможность общаться с людьми схожих интересов (по умолчанию) и схожего подхода к жизни (среди десятков тысяч студентов (а такие цифры — правило для MOOC) совсем нетрудно найти конгениальных) — это коллективность.

Эти два фактора практически одинаковы для всех онлайн-образовательных платформ; инструментарий же, естественно, разный.

Coursera привлекательна прежде всего огромным количеством курсов, причём самой разнообразной тематики. Кому-то понравится наличие субтитров, но я редко их включаю: чаще всего качество даже «родных» (то есть, к примеру / чаще всего, английских для англоязычного курса) субтитров оставляет желать лучшего. Мощный поиск курсов (с несколькими фильтрами), рекомендации общие (students / lifelong learners / proffessionals) и индивидуальные (на основе уже изученного тобой), удобный показ нескольких запусков одного и того же курса (недавно добавили ещё возможность просматривать прошлые запуски), возможность отслеживать курс (если в ближайшее время новый запуск не планируется, добавляешь курс в список отслеживания — и, когда срок следующего запуска будет назначен, по э-почте приходит уведомление) — это всё плюсы. Наличие двух вариантов сертификации (пусть и не для всех курсов) — платного и бесплатного (оба варианта можно добавлять в аккаунт LinkedIn) — тоже плюс. Разнообразие контроля: автоматические тесты и оцениваемые сокурсниками (peer review) сочинения — пожалуй, тоже плюс. Огромная гибкость в конструировании курса — скорее минус: далеко не все преподаватели с этим справляются (то есть включают в курс из большого ассортимента разделов только нужные), а даже когда справляются, необходимость по ходу изучения темы переходить из одного раздела (видеолекции; главный раздел любого курса) в другой (например, упражнения по данной видеолекции), в третий (дополнительное чтение), в четвёртый (форум по данной видеолекции), обратно в первый, снова куда-нибудь (скажем, в раздел написания сочинений — или в раздел тестов по изученной за неделю теме — или в раздел самоконтроля (неоцениваемые задания)) означает лишние движения; много лишних движений. Отдельность форума — из той же оперы.

Британский проект FutureLearn в плане взаимодействия с пользователем (да и преподавателем) представляет собой полную противоположность сайту Coursera: каждая неделя делится на тематические блоки (первый из которых всегда — введение, последний — заключение), которые строго следуют друг за другом; блоки делятся на пункты (это может быть видеолекция, или статья, или тест, или форма для написания сочинения, или ссылка на внешний ресурс), которые тоже строго следуют друг за другом. Сама платформа заставляет преподавателей предельно структурировать курс, что и изучение облегчает. Самый большой недостаток FutureLearn — исчезающе малое (на данный момент) количество оцениваемых тестов и отсутствие бесплатной сертификации. В остальном платформа выравнивается: растёт количество курсов, недавно добавили учёт нескольких запусков одного курса (раньше каждый запуск считался отдельным курсом) и возможность регистрироваться на курс, дата запуска которого не определена (аналог курсеровского списка отслеживания). Субтитры здесь не настолько богатые (китайских или там корейских не встретишь, а порой и родных английских нет), зато почти без ошибок (и на замечания о всё-таки вкравшихся ошибках персонал реагирует с ошеломляющей скоростью) — да и практически не нужны гораздо реже (по крайней мере, мне: британское произношение для меня прозрачно, а американское понятно не всегда). Отдельного форумного раздела здесь нет — только мини-форумы в каждом пункте, что куда сильнее стимулирует общение.

Из топ-платформ я пользуюсь ещё сайтом edX. Структурно он похож на FutureLearn: вполне однозначная навигация по цепочке изучаемых пунктов и тем, мини-форумы по пунктам, тесты как разновидность пунктов. Нет такой жёсткой привязки к неделям (что объясняется отсутствием чётких сроков в части курсов), и видеоплейер используется YouTube’овский (Coursera предлагает собственный плейер — даже два: Flash- и HTML5-варианты; у FutureLearn тоже собственный плейер), но с обвязкой в виде субтитров, выводимых не в видеоокне, а справа от него, причём с функцией навигации: по мере воспроизведения курсор переходит с одной строчки субтитров на следующую, а если нажать на какой-нибудь субтитр, воспроизведение перескочит на эту фразу. Правда, эта навигация порой не работает.

Академия Хана (Khan Academy) мне не понравилась прежде всего узкой направленностью: интересных мне курсов там почти нет. NovoEd я пробовал давно, внятных впечатлений не осталось.

Мало упоминается в обзорах онлайн-образовательных сайтов австралийский проект Open2Study — а между тем он хорош. Курсов не так уж много, но они разнообразной тематики, а по взаимодействию с пользователем платформа похожа на FutureLearn и edX, просто кнопочки в других местах. И навигация по субтитрам есть, причём работает идеально.

Русский Универсариум на фоне зарубежных аналогов выглядит бледновато.

А самый лучший сайт я обнаружил недавно (с помощью Eclass — это мой основной инструмент планирования онлайн-обучения, он нравится мне больше, чем Accredible). Это Complexity Explorer. Широтой охвата он не отличается (посвящён не то что узкой теме (теория систем), а конкретно сложным/эмерджентным системам), но выполнен великолепно. Разработчики стремились не изобретать велосипедов: не нужен нам собственный видеоплейер — будем пользоваться YouTube (ах, Coursera даёт возможность изменять скорость воспроизведения? так YouTube тоже даёт, если там переключиться на HTML5-плейер; добавляем в инструкцию для студентов соответствующее пояснение и ссылку — и всё); не нужна регистрация/отслеживание — заведём для каждого курса отдельный твиттер, и пусть студенты следят, за чем хотят; не нужен веб-редактор формул — лучше просто вложим PDF-файл; и так далее. И структурировано всё предельно чётко. И каждый пункт автоматически отмечается как пройденный (на FutureLearn — вручную), причём видеолекция — после того как прослушана полностью (на Coursera — с первой секунды). В общем, тщательный системный подход. А хостинг у этих ребят как раз свой, и потому сайт всегда доступен (Coursera и edX хостятся на CloudFront, и примерно раз в месяц перестают открываться, ожидая отклика от *.cloudfront.net часами; начинается это всегда в понедельник и продолжается два-три дня, что, вкупе с другими наблюдениями, наталкивает на мысль о причастности к этим проблемам очередных блокировок).

Можно было бы и другие платформы поисследовать, но как самоцель это странно удел профессионалов от обучения, а интересные мне курсы ограничиваются пятью выделенными в тексте платформами.

2015-01-06

Толмач

Странная участь Аарона отразилась в моей судьбе, как в тусклом квадрате зеркала, пригодного разве что для поспешного бритья поутру. Подобно моему предшественнику, я не страдаю косноязычием; как и у него, у меня отродясь не было собственной «великой миссии». Нерадивый, непутёвый, но истово преданный своему господину толмач, вот уже несколько лет, прикусив от усердия кончик языка, я перевожу на язык слов экстатическое бормотание невидимого «косноязычного Моисея», ошивающегося где-то поблизости чуть ли не со дня моего рождения. Смысл его почти нечленораздельного лепета порой тёмен и невнятен даже для меня самого. Старомодный поэт назвал бы моего Моисея «музой», но какая, к черту, муза из этого неистового старца с тяжелым характером?!

Как и всякий человек, посвятивший себя созданию текстов, сам по себе я ничего не значу, и мой посох не превратится в змею на глазах изумлённого фараона, если я дерзну совершить сей подвиг самовольно. Но пусть только последует приказ моего неукротимого Моисея — и не десять, а сто казней египетских нашлю я на первого, кто под руку подвернется, не потрудившись пролить слезу сочувствия над затрёпанным «личным делом» своей жертвы. Я ненавижу принуждение и прихожу в ярость от любой, даже дружественной попытки вмешаться в мою жизнь, но когда поблизости появляется мой Моисей, я становлюсь ретивым служакой. Я готов покрасить траву у забора и рассчитаться на «первый-второй», если только он пожелает. Я могу не часами — столетиями! — поддерживать воздетые руки моего босса, господина и повелителя: пусть он молится своему загадочному суровому богу, если уж мне не дано. Его косноязычное бормотание достигает не слишком чутких ушей той силы, по воле которой делает свои вдохи и выдохи Вселенная, а моя гладкая речь — только для человеческого слуха, так уж всё устроено.

А порой, когда зимняя ночь оказывается слишком уж долгой и я всем телом ощущаю тяжесть зыбучих песков утопившего меня времени, я — могущественный раб, по прихоти своего господина смиренно превративший в змей не одну тысячу посохов! — прошу судьбу об одном: лишь бы не выяснилось в самом конце пути, что никакого Моисея никогда не было…

Аарон // Макс Фрай. Энциклопедия мифов. Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа. Том 1. А-К

Этот текст написан от лица Макса Фрая, но он звучит очень лично, да и «Лента» упоминает Аарона (Харуна, ‘алей-хи с-салям) как самохарактеристику Светланы Мартынчик (на фото справа). Быть не создателем, а просто переводчиком, просто быть переводчиком, быть просто прекрасным переводчиком. Знакомое ощущение.

2014-12-23

Конец шавваля-1435: Москва, Нижний Новгород

Отчасти попутешествовать в конце шавваля было самоцелью: в этом году я почти никуда не ездил, а очень хотелось (я люблю быть в дороге). Другая самоцель этого путешествия состояла в освоении российского пространства: Wikitravel считает необходимым для знакомства с РФ посетить 9 городов: Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Казань, Нижний Новгород, Сочи, Владивосток, Волгоград, Екатеринбург. Пункты 1–4 мной в той или иной степени освоены в процессе целевых поездок, так что самоцельное заполнение белых пятен на карте моих путешествий началось с пятого пункта.

Для меня одно из самых главных удовольствий от путешествий — логистика. Большей частью я всё распланировал ещё до отъезда, что-то дополнил и/или подкорректировал по ходу — и в результате в первый день я отлично доехал до Москвы, хорошо разместился, со всеми связался, выполнил всё необходимое для дальнейшего пути и даже (бонус) повстречался с друзьями. Во второй день совершил 50 % намеченных дел и 100 % намеченных встреч. В третий — сделал все отложенные дела и съездил, как собирался, в гости. Четвёртый день как раз ушёл на Нижний Новгород (ночь туда, с 6 утра до 11 вечера там, ночь обратно; Анатолий Рафаилович ругает этот ночной поезд (в третьем абзаце), а мне очень понравилось). В пятый день я реализовал-таки последнюю намеченную встречу и отбыл обратно в Тольятти.

В следующем году, по идее, надо побывать в тех местах из списка, куда пока не добирался: Владивосток и Екатеринбург — однако хочется вместо этого плотнее освоить города, где был давно и/или мало: прежде всего Питер и Казань, вполне возможно — Волгоград, менее вероятно — Иркутск и Сочи. Ну, и Нижний можно повторить. Только теперь — всё на велосипеде.

Конец шавваля-1435: Москва, Нижний Новгород:
— фотографии путешествия;
— фотографии, сделанные в музее электротранспорта

2014-12-05

Russkaja latinica, или Татарский язык и ядерная бомба

В Российской империи все народы стремились перевести на кириллическое письмо (хорошо хоть, не на кириллицу в узком понимании этого термина — первое значение в Википедии («старославянская азбука… один из двух (наряду с глаголицей) древних алфавитов для старославянского языка»)). Но не успели: в частности, мусульманские народы продолжали пользоваться письменностью на основе арабской графики, а некоторые народы и вовсе оставались бесписьменными. Проведя в 1918 году реформу русской орфографии, Луначарский со товарищи пошли дальше: «даёшь всеобщий переход на алфавит Маркса и Энгельса!» На латиницу (с «арабицы») перешли мусульманские народы, латиницу выучили ранее бесписьменные народы, латиницу освоили даже некоторые народы, прежде пользовавшиеся кириллицей. В рамках устремлённости к мировой революции и русский язык латинизировали: в 1929–1930 гг. специальная комиссия Наркомпроса во главе с проф. Н. Ф. Яковлевым разработала три варианта — однако затем партийное руководство отказалось от этой идеи, а в 1935 году был взят курс на кириллизацию.

От этой чехарды больше всего пострадал татарский язык (и почти так же, хотя и чуть меньше, другие языки мусульманских народов). А одной из причин смены курса стало ухудшение отношений с Турцией (которая с 1920-х годов тоже переходила — и таки перешла — на латиницу). Ухудшение это позже побудило руководство ВКП(б) воспользоваться положением победителя и привело к попытке захвата Турецких проливов, которая едва не окончилась ядерным ударом США по СССР. Вот такие неожиданные взаимосвязи.

А проект латинизации, между тем, получился симпатичный. И если бы мы все с детства писали латинскими буквами, то, глядишь, не пришлось бы дополнительно осваивать слепой набор на английском языке: один раз touch typing — навсегда touch typing.

Revolucionnye peremeny posle Pervoj mirovoj vojny — eto, sobstvenno, byl edinstvennyj realjnyj šans vsej stranoj perejti na latinicu, kak eto sdelala ta že Turcija. Kogda uklad žizni rezko menäetsä, odnoj peremenoj boljše, odnoj menjše — ne imeet osobogo značenija. Odnako vsemirnyj leninskij razmax smenilsä stalinskim porädkom prežde, cem latinizacija zaxvatila Sovetskij Sojuz. Izoläcija pobedila integraciju.

Venn diagram: Vincent @ Street-Smart Language Learning

2014-12-02

Пауза в проектах — до 15 декабря

За последним путешествием (шавваль=август) наступила странная осень. Беспорядок в делах, бытовые неурядицы, навязанные проблемы, болезни. Несколько недель были совсем никакими, потом жизнь стала налаживаться; сейчас, хвала Аллаху, всё в порядке, однако последствия осени ещё не изжиты. Полностью в желаемое состояние всё должно вернуться 15 декабря — тогда и будут, даст Бог, возобновлены все проекты. (В некоторых блогах публикации могут появляться и до того, но систематическая работа начнётся только после.)

Картинка с сайта ProCSgame.ru