2010-10-13

Это нормально

Так говорил главный герой фильма «Охота на пиранью». Хотя сам он — по крайней мере, в книге Бушкова — не нормальный, а адекватный.

(Идею обозначать атрибутом «нормальный» норму дескриптивную — «как это обычно бывает», а атрибутом «адекватный» норму прескриптивную — «как это должно быть» — я услышал от одного из «самых умных». От проблем определения, как должно быть то или иное, сейчас абстрагируемся.) Нормальный человек воспринимает действительность связно, но некритично, свои действия осознаёт далеко не всегда, часто следуя стереотипам. Адекватный человек воспринимает действительность связно, критично, полностью осознаёт свои действия, поступая подчас необычно (с точки зрения нормального человека), но максимально эффективно. Общество бросает адекватному человеку вызов определения баланса между максимальной эффективностью, почти всегда нарушающей социальные условности, и необходимостью не выпасть из социума. Не справившиеся с этим вызовом становятся учёными (восприятие и осознание адекватны, социальная адаптация неадекватна) либо интеллигентами (адекватно только восприятие). Полностью справившиеся с этим вызовом подчиняют себе (ежедневно и не всегда успешно) доступный микросоциум (с одним таким мне довелось на рубеже веков вместе работать; так что я знаю, что люди типа Хауса, Лайтмана и нового Шерлока таки существуют в жизни). Убогий человек воспринимает действительность путано, действует импульсивно; ко всем Аллах милостив.

Ломка стереотипа (или, как выражаются любители американской недопсихологии с нелёгкой руки недопереводчиков, разрыв шаблона) — простейшая проверка на адекватность. Этим много баловался мой сокурсник по журфаку Алексей Белый, на вопросы типа «Не мог бы ты [сделать то-то и то-то]?» отвечавший: «Мог бы» (нормальный человек считает подобные вопросы просьбой и ожидает не столько словесного ответа, сколько действия). Впрочем, увлекаться проверками в ущерб целям — тоже неадекватность.

Самое интересное: эта особенность личности не имеет отношения к интеллекту, а только к уму.

Самое прекрасное — когда собственная адекватность позволяет легко иметь дело и с адекватными, и с нормальными, и с убогими. Наверное, это доступно только просвещённым.

Самое страшное — когда адекватность обществу требует преступания границ, установленных Всевышним.

Трижды… помост поджигали… На утро после третьего пожара на помосте объявилась компания старшин восьми крупнейших ремесленных кварталов, ранее никогда не отличавшихся склонностью к общему мнению. Их представитель, рыжебородый красильщик Кархайн, очень вежливо разъяснил собравшимся горожанам, злобно поглядывавшим на старшин и друг на друга, — разъяснил, что… никому не дано права препятствовать такому всеобщему делу, как обещанная публичная смерть Девоны Упурка [на возводимом помосте — К. К.]; и к таким нехорошим плосконосым людям, ставящим личное выше общественного, будут применены соответствующие меры.

В качестве аргумента на помост выволокли троих неудачливых поджигателей, и соответствующие меры применялись к ним в течение двух часов, под угрюмое молчание толпы, оценившей вежливость рыжего Кархайна.

Больше поджогов не было.

Олди Г. Л. Войти в образ : Роман. Цит. по: Олди Г. Л. Бездна голодных глаз. М. : Эксмо, 2004. С. 704–705.